Ценообразование дизельного топлива
Факторы влияющие на ценообразование дизельного топлива можно разделить на две группы:
- факторы, относящиеся к основным затратам производителя и поставщика на производство и доставку дизельного топлива конечному потребителю;
- факторы, относящиеся к затратам не зависящих от завода или поставщика, а к затратам зависимых от политики завода, поставщика или конкретной АЗС
К первой группе относятся следующие факторы:
- Стоимость сырой нефти, которая одна для всех заводов и производителей.
- Цены на рынке автомобильных топлив в России складываются под влиянием уровня и динамики мировых котировок на нефть, играющих роль ценового ориентира и дизельное топливо не является исключением. В мировой практике цены на автомобильное топливо и котировки нефти связаны: изменение котировок практически сразу влечет изменение цен на топливо. Поэтому когда в середине 2008 г. цены на нефть стремительно пошли вниз, также стали снижаться цены на автомобильные топлива, в том числе и на дизельное, на всех мировых рынках топлив. Однако, на российском рынке автомобильных топлив цены в этот период снижались медленнее, чем на американском, европейском и азиатском рынках
- Затраты на транспортировку нефти на завод-производитель.
- Стоимость переработки сырой нефти.
- Плата за государственный акциз на производство дизельного топлива.
Ставки акцизов едины для всех нефтеперерабатывающих заводов, однако с каждым годом государство повышает данные ставки, отсюда и следует повышение цены. Однако, стоит отметить, что помимо государственного акциза на производство дизельного топлива входит в состав окончательной цены для конечного потребителя входят и другие налоги - НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, имущество и прочее. На рисунке 1 представлено распределение налогов в составе розничной цены в процентном соотношении. - Затраты на перевозку дизельного топлива от производителя к поставщикам и заправочным станциям.
Ко второй группе относятся факторы, которые напрямую зависят от конкретного нефтеперабатывающего завода, поставщика или АЗС:
- Процент прибыли, который закладывает нефтеперерабатывающий завод. Чем выше у завода процентная ставка прибыли, тем выше цена дизельного конкретно у этого завода.
- Процент прибыли, который закладывает поставщик.
- Процент прибыли, который закладывает собственник заправочной станции.
Для конечного потребителя на ценовое образование также влияют следующие факторы: месторасположение заправочной станции (стоимость транспортировки топлива с завода на станцию), наличие или отсутствие собственных бензовозов и наличие места для хранения дизельного топлива.
Ценообразование дизельного топлива имеет довольно сложный механизм и большое количество факторов, влияющих на конечную цену на розничном рынке. Также, стоит отметить, что цены оптового сегмента предопределяют ситуацию на мелкооптовом и розничном рынках: цена «первой продажи» с НПЗ составляет в розничной цене моторных топлив более 75%.