Разновидности реактивного топлива
Для ракет, а также самолетов и вертолетов последних поколений, которые приводятся в движение двигателями воздушно-реактивного типа применяется реактивное топливо. Всего около 5 процентов от всей переработки нефтепродуктов в мире составляет авиационное топливо(керосин). Военная техника (при условии мирного времени) потребляет только 10 процентов керосина, от общего числа. Почти половину поднимающегося в воздух самолета занимает топливо, показатели объема доходят до 60%. Поэтому параметры реактивного топлива крайне важны для авиационной техники.
К производству и эксплуатации жидкости предъявляют максимально строгие критерии. А именно:
- Применение в любых климатических условиях, с обеспечением надежности запуска двигателя
- Безаварийность
- Абсолютное сгорание без выделения отходов
- Обеспечение максимальной высоты и дальности полета
Помимо этих критериев, керосин является несмешиваемым топливом. То есть при производстве, транспортировке, хранении и его применении категорически запрещается добавлять в состав другие вещества.
Границами нужной температуры нефтепродукта перед выкипанием, необходиомой для производства реактивного топлива из нефти является 120-280 градусов. Для дозвуковой техники – 60-280 градусов, для больших сверхзвуковых самолетов – 195-315 градусов.
Отечественные производители, выпускают:
- Т-1, ТС-1, ТС-2 для дозвуковой авиации
- РТ переходное топливо
- Т-6, Т-8В для сверхзвуковой техники
Максимально жесткие требования к производству и рабочим параметрам авиационного топлива, необходимы учитывая среду эксплуатации самолетов и вертолетов. Остановка двигателя во время полета, и невозможность его быстрого запуска приведет к человеческим жертвам и огромным воздушным трагедиям.
Для того что бы получить достойное качество нефтепродукта необходимого для авиации, нужно применить лучшие, современные методы очитки жидкости от примесей. Так же нужно добавить противокоррозийные и противоизносные вещества, которые обязательны для надежной работы техники.
Нагарообразование неизбежная проблема при использовании керосина, оно регулируется с помощью ограничения ароматических примесей, и настройкой некоптящего огня, который не должен превышать 25 мм.
Отечественные марки реактивного топлива
Российским регламентом производства нефтепродукта (реактивное топливо), предусматривается выпуск четырех марок для дозвуковой авиации, и одной марки для сверхзвуковой.
Марка Т- 1 – является, прямогонным керосином, применяемым в дозвуковой технике. Т-2 – резервный вид топлива, сейчас его производство остановлено. ТС-1 – одна из наиболее популярных марок реактивного топлива для дозвуковых агрегатов. РТ – создано для замены Т-1 и ТС-1. При его производстве применяют гидроочистку, а также используют всевозможные присадки, призванные уберечь от коррозии и других неприятных факторов.
Реактивное топливо зарубежных марок
Существенных отличий в производстве за рубежом и в России нет. В Европе и США также используются разные присадки, которые должны уберечь двигатели авиации от отказов, нагара или коррозии. В западных странах самыми популярными марками являются:
- Jet A-1, JP-1 и JP-4 на Американском континенте
- TR-4 во Франции
Пальму первенства по популярности во всём мире держит марка Jet A-1. По выпуску авиационного топлива можно отметить страны: Германия, США, Япония и т.д. Россия в год производит 7 миллионов тонн, гарантируя качество нефтепродукта. При этом Америка в 10 раз больше.
Отдельной категорией является ракетное топливо, оно используется исключительно для данного вида летательных аппаратов. Его классифицируют на 2 типа: однокомпонентные и двухкомпонентные составы. Первый состав используется без прямого подвода кислорода, он такому топливу просто не нужен, потому что изначально включен в химический состав. Двухкомпонентные топлива, наоборот крайне зависимы от доступа к окислителю, которым выступает либо жидкий кислород, либо опять-таки жидкий водород. Довольно часто применяют синтетические компоненты для работы двухкомпонентного топлива, например гептил.