Транспортировка бензинов
Прежде чем попасть непосредственно в бак автомобиля, бензин транспортируют и хранят в различных условиях. За время транспортирования и хранения бензины претерпевают различного рода изменения, вызывающие чаще всего ухудшение их качества.
Причины, вызывающие изменения качества бензинов, следующие:
- изменения, связанные с химическими процессами в бензине;
- изменения, являющиеся следствием испарения из его состава низкокипящих углеводородов;
- изменения, вызванные появлением в бензине посторонних веществ;
- загрязнение механическими примесями и водой;
- случайное смешение с остатками других нефтепродуктов в трубопроводах и емкостях и др.
Поэтому главной задачей лиц, занимающихся хранением и транспортированием автобензинов, является обеспечение сохранности количества и качества автобензинов при всех проводимых операциях.
Для этого необходимо:
- тщательная подготовка емкостей, цистерн, а также складских коммуникаций к приему соответствующей марки автобензина;
- правильно организованная система контроля качества принимаемых и отпускаемых автобензинов;
- постоянное наблюдение за состоянием хранилищ и транспортных средств, а также качества хранящегося бензина.
Транспортирование и хранение автомобильных бензинов осуществляется в соответствии с ГОСТ 1510.
При обычных, распространенных методах транспортирования и хранения потери от испарения бензина на пути от нефтеперерабатывающего завода до бака автомобиля достигают 1,5-2,0%.
Ущерб, наносимый этими потерями, определяется не только их стоимостью, но и загрязнением окружающей среды. Поэтому снижение потерь бензина при хранении и транспортировке является очень актуальной задачей. Потери от испарения из резервуаров при хранении могут быть сокращены в результате осуществления следующих мероприятий:
- уменьшение объема газового пространства;
- хранение топлива под избыточным давлением;
- уменьшение амплитуды колебаний температур поверхности бензина и газового пространства резервуара;
- улавливание паров бензина, выходящих из резервуара;
- окрашивание резервуаров лучеотражающими светлыми красками;
- рациональная эксплуатация резервуаров и других сооружений, связанных с транспортированием и хранением бензинов;
- использование для длительного хранения хранилищ в отложениях каменной соли, шахтного типа и в мерзлых породах.
При сливе-наливе автомобильных цистерн, кроме потерь от неполного слива и испарения, возможны потери от разбрызгивания и разливов. Причинами этих потерь являются разливы остатков топлива из
шлангов, несоблюдение правил и инструкций по эксплуатации, переливы, а также налив «открытой струей».
Для устранения потерь от разбрызгивания и разливов целесообразно применять систему нижнего слива-налива. В случае отсутствия нижних сливных приборов на цистернах или устройств нижнего
слива-налива на эстакадах необходимо использовать наливные шланги, опуская их до дна цистерны.
Для борьбы с потерями от переливов применяют ограничители налива, которые автоматически прекращают подачу бензина при достижении уровня налива до нормы, установленной правилами.
Потери из-за утечек из насосов могут составлять 0,06 %, а вследствие неисправностей запорной арматуры - примерно 0,02 % от количества перекачиваемого топлива. Радикальным средством борьбы с
этими потерями является своевременная замена сальниковых и фланцевых уплотнений.