Нефтегазовая энциклопедия > Дизельное топливо > Ценообразование дизельного топлива

Ценообразование дизельного топлива

Факторы влияющие на ценообразование дизельного топлива можно разделить на две группы:

  1. факторы, относящиеся  к основным затратам производителя и поставщика на производство и доставку дизельного топлива конечному потребителю;
  2. факторы, относящиеся к затратам не зависящих от завода или поставщика, а к затратам зависимых от политики завода, поставщика или конкретной АЗС

К первой группе относятся следующие факторы:

  • Стоимость сырой нефти, которая одна для всех заводов и производителей.
  • Цены на рынке автомобильных топлив в России складываются под влиянием уровня и динамики мировых котировок на нефть, играющих роль ценового ориентира и дизельное топливо не является исключением. В мировой практике цены на автомобильное топливо и котировки нефти связаны: изменение котировок практически сразу влечет изменение цен на топливо. Поэтому когда в середине 2008 г. цены на нефть стремительно пошли вниз, также стали снижаться цены на автомобильные топлива, в том числе и на дизельное, на всех мировых рынках топлив. Однако, на российском рынке автомобильных топлив цены в этот период снижались медленнее, чем на американском, европейском и азиатском рынках
  • Затраты на транспортировку нефти на завод-производитель.
  • Стоимость переработки сырой нефти.
  • Плата за государственный акциз на производство дизельного топлива. Ставки акцизов едины для всех нефтеперерабатывающих заводов, однако с каждым годом государство повышает данные ставки, отсюда и следует повышение цены. Однако, стоит отметить, что помимо государственного акциза на производство дизельного топлива входит в состав окончательной цены для конечного потребителя входят и другие налоги -  НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, имущество и прочее. На рисунке 1 представлено распределение налогов в составе розничной цены в процентном соотношении.
  • Затраты на перевозку дизельного топлива от производителя к поставщикам и заправочным станциям.

Ко второй группе относятся  факторы, которые напрямую зависят от конкретного нефтеперабатывающего завода, поставщика или АЗС:

  • Процент прибыли, который закладывает нефтеперерабатывающий завод. Чем выше у завода процентная ставка прибыли, тем выше цена дизельного конкретно у этого завода.
  • Процент прибыли, который закладывает поставщик.
  • Процент прибыли, который закладывает собственник заправочной станции.

Для конечного потребителя на ценовое образование также влияют следующие факторы: месторасположение заправочной станции (стоимость транспортировки топлива с завода на станцию), наличие или отсутствие собственных бензовозов и наличие места для хранения дизельного топлива.

Ценообразование дизельного топлива имеет довольно сложный механизм и большое количество факторов, влияющих на конечную цену на розничном рынке. Также, стоит отметить, что цены оптового сегмента предопределяют ситуацию на мелкооптовом и розничном рынках: цена «первой продажи» с НПЗ составляет в розничной цене моторных топлив более 75%.

Читайте также: