Вязкость и плотность бензина
Вязкость — один из важнейших показателей качества моторного топлива. От вязкости зависит надежность работы топливной аппаратуры, возможность использования топлива при низких температурах, противоизносные свойства, процесс испарения и сгорания топлива.
Различают динамическую и кинематическую вязкость. Динамическая вязкость измеряется в пуазах, а единицей климатической вязкости является стоке (см2/с).
Вязкость бензина зависит от его химического и фракционного состава. При увеличении содержания ароматических и нафтеновых углеводородов и утяжелении фракционного состава топлива его вязкостьвозрастает. В настоящее время вязкость автомобильных бензинов в спецификациях не нормируется. Вязкость автобензинов зависит от температуры, при которой они находятся. С понижением температуры и повышением давления вязкость бензинов возрастает. Для определения вязкости используют приборы, которые называются вискозиметры.
Плотность является как физической характеристикой бензина, так и эксплуатационным показателем: при пересчете объема и массы бензина на местах производства, потребления, при транспортировании, а также при определении топливной экономичности, запаса хода, установления конструктивных и регулировочных параметров узлов и агрегатов.
По плотности можно ориентировочно судить и об углеводородном составе бензина, поскольку значения ее для различных групп углеводородов различны.
Так, для фракций с одинаковыми температурами начала и конца кипения плотность наименьшая, если они состоят из парафиновых углеводородов, и наибольшая, если содержат в основном ароматическиеуглеводороды. Методы определения плотности основаны на измерении массы единицы объема топлива.
В спецификациях на автобензины плотность нормировалась при температуре 20 °С, а в настоящее время осуществлен переход на нормирование при температуре 15 °С. Наиболее быстро плотность бензина можно определить с помощью ареометра; наиболее точно и удобно — бикапиллярным пикнометром.